Главная страница » Медиа » Новости » Штрафы за нарушение самоизоляции. Законны ли они?

Штрафы за нарушение самоизоляции. Законны ли они?

Опубликовано: Апрель 13, 2020 в 1:01 пп

Категории: Новости

Почему в России не ввели режим чрезвычайный?

 

А на улицу нельзя выходить людям без подозрений на коронавирус и почему их штрафуют?

 

Отвечает на вопрос адвокат МКА “Сед Лекс” Комиссаров Сергей

 

Законодательство, которое регулирует введение чрезвычайного положения и режима повышенной готовности в РФ достаточно противоречивое, что вызывает много вопросов и дискуссий среди юристов.

 

Почему нельзя выходить на улицу людям без подозрения на коронавирус и почему их штрафуют?

 

Я поддерживаю позицию, что нахождение дома во многом снизит нагрузку на медицинские учреждения, врачей и надеюсь, что в комплексе с иными мерами поможет в итоге справиться с коронавирусом.

 

С экранов телевизора во всеуслышание говорят, что нужно соблюдать “режим самоизоляции”, что за его несоблюдение будут активно штрафовать.

 

При этом легальное понятие “режима самоизоляции”, в законодательстве отсутствует.

 

Первое упоминание о данном режиме я встретил в абз. 4 подп. 1.3. п. 1 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30 марта 2020 г. № 9 в контексте

 

“высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) обеспечить введение ограничительных мероприятий, включая режим самоизоляции”.

 

Из какого нормативного акта понятие “режим самоизоляции” перекочевало в вышеуказанное постановление  не известно.

 

Я таких документов не нашел.

 

Кстати, если кто-то из читателей встречал официальное определение понятия “режим самоизоляции”, то поделитесь информацией, направив мне ее на почту komissar-advokat@mail.ru

 

Понятие “режим самоизоляции” стали применять ко всем гражданам не только в качестве превентивной меры и морального воздействия, но закрепили его в кодеках об административных правонарушениях Москвы и Московской области, а может и других регионов (далее – КоАП субъектов РФ), что по моему мнению является не совсем правильным.

 

Другое дело понятие карантин (ограничительные меры), которое включает в себя изоляцию и прямо закреплено Федеральном законе от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ.

 

Цель карантина – недопущение распространения инфекционных заболеваний. Поэтому карантинный режим предусматривает полную изоляцию очага поражения от окружающего населения.

 

Таким образом штрафы за нарушение “режима самоизоляции” должны распространяться на лиц, нарушивших карантин при наличии у них заболевания, контакта с заболевшими либо возвращения из стран с неблагополучной эпидемиологической обстановкой.

 

То, что “режим самоизоляции” распространяется на всех не имеет под собой правовых оснований, что подтверждается нормативными актами субъектов РФ, которыми введены режимы повышенных готовностей.

 

Государство, понимая это через нормативные акты субъектов РФ дополнительно обязывает” граждан не покидать места проживания (пребывания), за исключением установленных случаев.

 

При этом вводится ответственность в КоАП субъектов РФ для граждан за “необеспечение режима самоизоляции”.

 

Тут стоит предположить, что данная норма распространяется только на нарушителей карантина, но не тут-то было.

 

В КоАП Московской области данная норма начинается со слов “Невыполнение гражданами требований нормативных правовых актов Московской области”.

 

Требованиями нормативных актов Московской области установлена обязанность граждан не покидать места проживания (пребывания).

 

Таким образом, пока не будут оспорены принятые нормы об ответственности – будут штрафовать.

Статья 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

 

Вот самое важное!

 

Статья 56 Конституции РФ в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан … могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия, за исключением предусмотренных статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 – 54 Конституции Российской Федерации.

 

Таким образом, по моему мнению ограничить право свободно передвигаться можно в условиях ЧП.

 

Согласно Федеральному конституционному закону от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ “О чрезвычайном положении”

 

“чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан … в том числе эпидемии“.

 

Согласно Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”

 

эпидемия – инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих, – инфекционные заболевания человека, характеризующиеся тяжелым течением, высоким уровнем смертности и инвалидности, быстрым распространением среди населения”.

 

Все статьи о коронавирусе можно почитать по тут …

 

Пандемия – эпидемия, распространившаяся на территориях множества государств.

 

Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях вводится указом Президента Российской Федерации.

 

Меры и временные ограничения, применяемые при введении чрезвычайного положения:

 

б) установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее;

 

з) ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра.

 

При введении режима повышенной готовности (которые у нас введены по стране) можно ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации.

 

Далее указано, что меры должны осуществляться, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина.

 

Конституционное право свободно передвигаться значит – беспрепятственно!

 

Ограничить свободу передвижения можно на территории которой введено ЧП.

 

Таким образом полагаю, что обязанность граждан не покидать места проживания (пребывания) не соответствует основному закону РФ.

 

Но у всего есть положительные и отрицательные стороны. Не меньше их найдется и при введении режима ЧП.

 

Взять хотя бы положения ст. 83 Трудового кодекса РФ, где сказано, что трудовой договор подлежит прекращению при наступлении чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, крупная авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства).

 

Будет еще больше злоупотреблений со стороны работодателей, которые также находятся в сложнейших обстоятельствах.

 

Во вопросам получения квалифицированной юридической помощи можно обращаться к автору ответа по телефону/WhatsApp +7 (926) 777-37-04

Поделиться постом в социальных сетях:
Ваша заявка принята
Мы свяжемся с вами в ближайшее время